- Психолого-педагогическое сопровождение
- Социально-педагогическое сопровождение
- Логопедическая коррекция
- Психолого-педагогический консилиум
- Журнал консультации ОППР
В Учреждении функционирует отдел психолого-педагогической реабилитации. Деятельность отдела направлена на создание благоприятных условий для обучения, личностного развития, успешной социализации обучающихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями, на оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ (далее – образовательные программы), развитии и социальной адаптации.
Сотрудниками отдела психолого-педагогической реабилитации являются педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальный педагог, учитель-дефектолог.
Основные цели работы отдела психолого-педагогической реабилитации:
- создание условий для полноценного формирования личности ребенка, получения качественного основного общего образования и дополнительного образования в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности в сфере основного общего образования и дополнительного образования детей и взрослых;
- правовое регулирование вопросов оказания социально-психолого-педагогической и логопедической помощи детям педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителем-дефектологом, социальным педагогом;
- предоставление детям качественной социально-психолого-педагогической и логопедической помощи в санаторно-реабилитационном центре;
- создание системы психолого-педагогической поддержки педагогам, работающим с обучающимися;
- создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.
Для реализации поставленных целей отдел ППР призван решать следующие задачи:
- оказание методической помощи в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению;
- оказание специализированной помощи обучающимся;
- оказание консультационной помощи педагогическим и руководящим работникам Учреждения в вопросах обучения, воспитания обучающихся;
- осуществление мониторинга эффективности оказываемой психолого-педагогической, социальной и логопедической помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации;
- проведение комплексного психолого-педагогического и логопедического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовку по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций;
- предупреждение возникновения проблем в развитии, обучении и социализации обучающихся;
- создание в сотрудничестве с педагогическими и административными работниками Учреждения развивающей, психологически безопасной здоровьесберегающей образовательной среды;
- разработка, апробация и внедрение эффективных технологий социально-психолого-педагогического сопровождения, направленных на полноценное интеллектуальное, личностное и нравственное развитие обучающихся на всех этапах воспитания и обучения, обучающихся с проблемами в развитии, обучении, поведении;
- оказание своевременной адресной психологической помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной или экстремальной ситуации, пережившим психологическую травму, находящимся в кризисном состоянии;
- оказание коррекционной логопедической и дефектологической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, обучающимся, имеющим недостатки в речевом развитии.
Основные направления деятельности отдела психолого-педагогической реабилитации включают в себя:
- психолого-педагогическое сопровождение реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, образовательных программ;
- психолого-педагогическое проектирование и экспертизу развивающей, психологически безопасной здоровьесберегающей образовательной среды;
- социально-психолого-психологическое, логопедическое консультирование субъектов образовательного процесса;
- коррекционно-развивающую работу с обучающимися (разработка и реализация коррекционно-развивающих программ для обучающихся направленных на развитие интеллектуальной, коммуникативной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снижение уровня тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в поведении; реализацию специалистами психолого-педагогического сопровождения психолого-педагогической коррекции определенных недостатков в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации и адаптации);
- социально-психолого-педагогическую диагностику обучающихся (определение психологических особенностей обучающихся, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
- логопедическую диагностику всех сторон речи (произносительной стороны, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи, письменной речи);
- социально-психолого-педагогическое просвещение субъектов образовательного процесса (создание условий для получения необходимых психолого-педагогических знаний и навыков, формирования психологической культуры);
- психолого-педагогическую профилактику (предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, возникновения явлений дезадаптации обучающихся);
- обеспечение условий для психолого-педагогической преемственности содержания и форм организации образовательного процесса, сопровождение разработки образовательных маршрутов для творчески одаренных обучающихся, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ и социальной адаптации.