Психолого-педагогическая реабилитация

В Учреждении функционирует отдел  психолого-педагогической реабилитации. Деятельность отдела направлена на создание  благоприятных условий для обучения, личностного развития,  успешной социализации обучающихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями, на оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ (далее – образовательные программы), развитии и социальной адаптации.

Сотрудниками отдела психолого-педагогической реабилитации являются педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальный педагог, учитель-дефектолог.

Основные цели работы отдела психолого-педагогической реабилитации:

  •  создание условий для полноценного формирования личности ребенка, получения качественного основного общего образования и дополнительного образования в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности в сфере основного общего образования и дополнительного образования детей и взрослых;
  • правовое регулирование вопросов оказания социально-психолого-педагогической и логопедической помощи детям педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителем-дефектологом, социальным педагогом;
  • предоставление детям качественной социально-психолого-педагогической и логопедической помощи в санаторно-реабилитационном центре;
  • создание  системы психолого-педагогической поддержки педагогам, работающим с обучающимися;
  • создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.

 

Для реализации поставленных целей  отдел ППР призван решать следующие задачи:

  • оказание  методической помощи в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению;
  • оказание специализированной  помощи обучающимся;
  • оказание консультационной  помощи  педагогическим и руководящим  работникам Учреждения в вопросах обучения, воспитания обучающихся;
  • осуществление  мониторинга эффективности оказываемой психолого-педагогической, социальной и логопедической помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации;
  • проведение комплексного психолого-педагогического и логопедического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовку  по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций;
  • предупреждение возникновения проблем в развитии, обучении и социализации обучающихся;
  • создание в сотрудничестве с педагогическими и административными работниками  Учреждения  развивающей, психологически безопасной здоровьесберегающей образовательной среды;
  • разработка, апробация и внедрение эффективных технологий социально-психолого-педагогического сопровождения, направленных на полноценное интеллектуальное, личностное и нравственное развитие обучающихся на всех этапах воспитания и обучения, обучающихся  с проблемами в развитии, обучении, поведении;
  • оказание своевременной адресной психологической помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной или экстремальной ситуации, пережившим психологическую травму, находящимся в кризисном состоянии;
  • оказание коррекционной логопедической и дефектологической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, обучающимся, имеющим недостатки в речевом развитии.

Основные направления деятельности отдела психолого-педагогической реабилитации включают  в себя:

  •  психолого-педагогическое сопровождение реализации федерального государственного  образовательного  стандарта основного общего образования, образовательных программ;
  • психолого-педагогическое проектирование и экспертизу развивающей, психологически безопасной здоровьесберегающей образовательной среды;
  • социально-психолого-психологическое, логопедическое  консультирование субъектов образовательного процесса;
  • коррекционно-развивающую  работу  с обучающимися (разработка  и реализация коррекционно-развивающих программ для обучающихся направленных на развитие интеллектуальной, коммуникативной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снижение уровня тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в поведении; реализацию специалистами психолого-педагогического сопровождения психолого-педагогической коррекции определенных недостатков в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации и адаптации);
  • социально-психолого-педагогическую  диагностику  обучающихся (определение психологических особенностей обучающихся, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
  • логопедическую диагностику всех сторон речи (произносительной стороны, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи, письменной речи);
  • социально-психолого-педагогическое просвещение субъектов образовательного процесса (создание условий для получения необходимых психолого-педагогических знаний и навыков, формирования психологической культуры);
  • психолого-педагогическую  профилактику (предупреждение  возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, воз­никновения явлений дезадаптации обучающихся);
  • обеспечение условий для психолого-педагогической преемственности содержания и форм организации образовательного процесса, сопровождение разработки образовательных маршрутов для творчески одаренных обучающихся, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении  образовательных программ и социальной адаптации.