Воспитательная деятельность

Воспитательная деятельность Учреждения ведется в рамках рабочей программы воспитания, которая является неотъемлемой частью основной образовательной программы основного общего образования ФГБУ «РСРЦ для детей-сирот»
и направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе, а также решение проблем их адаптации и социализации. 

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого примера, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания – личностное развитие школьников, проявляющееся:

         1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

         2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

         3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике
(то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

В воспитании детей целевым приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

 к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

— к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

— к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

— к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

— к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

— к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

— к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

— к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

— к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

 — к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Достижению поставленной цели воспитания обучающихся способствует решение следующих основных задач:

— реализация воспитательных возможностей общешкольных ключевых дел;

— реализация потенциала классного руководителя в воспитании школьников, поддержка активного участия классных сообществ;

— вовлечение обучающихся в кружки, студии, секции, работающие по программам внеурочной деятельности, дополнительным общеразвивающим программам, реализация их воспитательных возможностей;

— реализация воспитательного потенциала и возможностей школьного урока (занятия), использование  интерактивных форм занятий с детьми;

— инициирование и поддержка детского самоуправления – как на уровне школы, так и на уровне Центра;

— инициирование и поддержка деятельности детских общественных организаций;

— организация  профориентационной  работы с обучающимися;

— развитие предметно-эстетической среды школы, Учреждения и реализация ее воспитательных возможностей;

— организация работы школьных медиа, реализация их воспитательного потенциала;

— организация работы с законными представителями обучающихся, направленная на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.

 

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в соответствии с календарным планом воспитательной работы (ссылка) в рамках направлений воспитательной работы, представленных в соответствующих модулях: «Ключевые общешкольные дела», «Классное руководство» «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Самоуправление», «Профориентация», «Работа с законными представителями», «Экскурсии, походы» «Школьные медиа», «Организация предметно-эстетической среды».

 

Основными формами работы являются:

  • коллективные творческие дела, интересные и значимые для школьников, объединяющие их вместе с педагогами в единый коллектив;
  • комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, волонтерской, трудовой направленности, ориентированные на преобразование окружающего социума: участие во всероссийских акциях «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Письмо ветерану» и др.; в городских акциях «Сбереги дерево — сдай макулатуру», «Посади дерево», «Чистый город», «Белый цветок», «Бегу за тебя»;
  • общецентровские праздники «День педагога», «Наша гордость — Республика Крым», «День народного единства», «День матери», «Удивительный Новый год», «День защитника Отечества», «8 марта», «Великой Победе слава!», «Медицинским работникам посвящается, «День России»;
  • социальные, творческие, исследовательские проекты;
  • игровая деятельность (ролевые игры социальной направленности, игровые тренинги по развитию познавательных процессов, деловые игры, квесты);
  • мастер-классы;
  • различные формы дискуссий (ток-шоу, дебаты, диспуты, круглые столы и т.д.);
  • индивидуальная работа с обучающимися;
  • агитбригады;
  • трудовые и экологические десанты;
  • пешие прогулки по городу, экскурсии и походы выходного дня, тематические экскурсии-наблюдения, экскурсии по городам Крыма;
  • посещение театров, музеев, предприятий города;
  • спортивно-оздоровительные соревнования и туристические марш-броски;
  • дни дублера и дни самоуправления;
  • дни профилактики правонарушений;
  • тематические недели и декады;
  • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах и проектах в дистанционном формате;
  • организация родительских собраний и онлайн-консалтинга и мн. др.

В целях развития детского самоуправления в Центре функционирует Совет воспитанников, который принимает активное участие в организации трудового воспитания обучающихся, внеурочной деятельности, развитии навыков самообслуживания, в воспитании сознательной дисциплины и культуры поведения школьников, выполнении всеми обучающимися
Правил внутреннего распорядка.

Одной из успешно решаемых задач детского самоуправления в учреждении является реализация информационной функции через пресс-центр («Школьные медиа»), который включает:

— общецентровскую газету «Калейдоскоп», на страницах которой размещается информация к тематическим неделям и образовательным событиям, интервью и результаты соцопросов. Ежегодно издается 44 номера стенгазеты;

 — детское радио, которое транслирует рубрики с новостями о жизни школы и Центра, поздравлениями именинников, победителей конкурсов и олимпиад. Ежегодно в эфир выходит 45 радиовыпусков. Транслируются «Музыкальные переменки»,  результаты акции из серии «Копилка доброты» и т.д.;

 — интернет-группу — разновозрастное сообщество школьников, педагогов, поддерживающее сайт Учреждения, странички в соцсетях;

 — группу информационно-технической поддержки, фото и видео съемки школьных и общецентровских мероприятий.

 

Самоанализ организуемой в ФГБУ «РСРЦ для детей — сирот» воспитательной работы осуществляется по выбранным направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания и последующего их решения.

     Основными направлениями анализа организуемого в Учреждении воспитательного процесса являются:

  1.   Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса (отряда). Способами получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников являются педагогическое наблюдение, тестирование, опрос, анкетирование, беседа, диагностическое исследование уровня воспитанности, психологического климата в классных коллективах, заполнение и анализ психолого-педагогической карты-профиля. Положительная динамика уровня воспитанности и образовательных результатов учащихся анализируется также на основании стабильных результатов в обучении, мотивации к участию в научно-практических конференциях, олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, волонтерской деятельности, низкого процента пропусков занятий, отсутствия случаев правонарушений.
  2.   Состояние организуемой в школе, в Центре совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.    Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством проводимых общешкольных ключевых дел;  качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов, воспитателей и их отрядов; качеством организуемой внеурочной деятельности; качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;  качеством существующего ученического самоуправления; качеством функционирующих детских общественных объединений; качеством проводимых экскурсий, походов; качеством профориентационной работы; качеством работы школьных медиа; качеством организации предметно-эстетической среды; качеством взаимодействия Учреждения и законных представителей обучающихся